СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА

СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА

СТРУКТУ́РНАЯ ПОЭ́ТИКА, область теории литературы, в центре внимания которой — проблемы организации всех текстовых элементов в художественную целостность (см. Структурализм). Основой методологии С. п. является принцип имманентного исследования произведений: художественный текст рассматривается как некоторая данность, которая подвергается анализу как самостоятельное целое. Изучение текста на уровне С. п. не предполагает «выхода» к исторической обстановке, в которой создавалось произведение, его сопоставлению с другими художественными явлениями, к биографии самого писателя. Находясь в рамках текстовой данности, ограничиваясь чисто «внутренним анализом», исследователь выявляет элементы художественного текста и рассматривает связи между ними. Т. о., каждая часть художественной структуры соотносится с другими компонентами той же структуры. Французский структуралист Ролан Барт называет такой способ анализа произвольно закрытым. Для С. п. характерны следующие операции:
— выделение в развивающемся предмете или явлении определённого уровня или, иначе говоря, «среза»;
— изолированное рассмотрение этого «среза» от соседних, предыдущих или последующих;
— анализ внутренней структуры произведения с точки зрения иерархически организованных уровней.

Рассматривая литературное произведение как органически саморазвивающуюся структуру, С. п. анализирует его как систему элементов, выделяя существенные, определяющие взаимоотношения между ними, т. к. только при включении в структурное целое можно установить их реальное значение и функции.

В отличие от традиционно-интерпретационного подхода, стремящегося к выяснению индивидуально неповторимого смысла отдельного произведения, С. п. ориентирована на познание тех общих законов, которые управляют появлением литературного текста. Методы С. п. формировались в связи с методологическими поисками структурной лингвистики, акцентирующей внимание на понимании языка как знаковой системы, которая представляет собой сеть отношений (противопоставлений) между четко выделяемыми структурными элементами — единицами языка, их классами и пр. На их становление оказали влияние приемы «формальной школы» в литературоведении. Отдельные элементы методов С. п. выкристаллизовывались в рамках психологии, социологии, логики, математики, философии.

Объектом С. п. являются свойства того особого типа высказывания, каким является литературный текст. Всякое художественное произведение рассматривается как реализация некоторой гораздо более универсальной структуры, причем только как одна из возможных ее реализаций. Именно в этом смысле можно говорить о том, что С. п. интересуется уже не столько реальными, сколько возможными литературными произведениями. Ее интересует свойство, которое является отличительным признаком именно литературного факта, — свойство литературности. Задача исследований такого рода — построение теории структуры и функционирования литературного текста, теории, предусматривающей целый свод литературных возможностей, в которой реальные литературные произведения заняли бы место определённых частных случаев, реализовавшихся возможностей универсальных «моделей». Конечно, формализация художественного произведения способна выявить некоторые общие типологической структуры, характерные для литературного мышления, однако в тех вариантах, где абсолютизируется такой подход, определение уровней и компонентов структуры произведения оказывается простым статичным описанием, семантически не значимым, содержательно не обусловленным. В этом отношении показательны поиски и исследования Тартуской школы семиотики, в которых требование четкого разграничения структурных и внеструктурных элементов, несущественных для анализа литературного произведения в рамках С. п., не исключает рассмотрения последнего в культурно-историческом контексте (учет т. н. внетекстовых связей — Ю. М. Лотман).

Как и в структурализме, методологические принципы, составляющие основу С. п., у различных ученых неоднородны. Так, французский структуралист Ц. Тодоров в своей книге «Поэтика прозы» (1971) предлагает в связи с применением новой структурной методологии новое построение самой науки о литературе. Полностью отвергая биографический подход к исследованию литературы, как не относящийся, по его мнению, к сфере литературоведения, он различает два наиболее общих подхода к проблеме изучения литературы.

Первый подход — изучение литературного текста как такового, когда литературное произведение представляет собой единственный объект и конечную цель исследования, — именуется им интерпретацией (не совпадающей с общепринятым в современной науке пониманием этого термина; ср. Интерпретация).

При втором подходе объектом анализа становятся уже не отдельные произведения, а их группы. Исследователь стремится к установлению общих законов, по которым строятся такие произведения, — этот подход можно было бы назвать, по мнению Тодорова, научной критикой, т. к. здесь соседствуют исследования по психологии и по психоанализу, по социологии и этнологии, исследования философского и исторического характера. Этот подход отрицает автономность литературного произведения, которое рассматривается как результат действия внелитературных закономерностей, относящихся к сфере психологии, общественной жизни или т. н. «человеческого духа». В этом случае, считает Тодоров, задача исследователя — выражение смысла художественного произведения в виде высказывания на некотором более глубинном языке, выбранном для этой цели. Исследование художественного произведения оказывается сродни дешифровке или переводу, поскольку произведение воплощает в себе «нечто», постольку задача исследователя — добраться до этого «нечто», расшифровать поэтический код.

Эти два подхода не являются, по мнению Тодорова, несовместимыми; они, напротив, взаимно дополняют друг друга. В системе категорий С. п. можно выделить три типа категорий: категории предмета структурного анализа; категории процесса структурного анализа; категории системы структурного анализа, являющиеся выражением результата познания и показывающие, в какой форме субъект познания отражает объект.

Особым видом являются парно-оппозиционные категории (т. н. бинарные оппозиции). Выявление значимых оппозиций того или иного текста (например, жизнь ↔ смерть, душа ↔ тело, добро ↔ зло, высокое ↔ низкое, далекое ↔ близкое, свое ↔ чужое), индивидуального способа их реализации в художественной целостности произведения, наконец, их снятие — один из важнейших приемов анализа текста с точки зрения С. п. В методологическом отношении существенной является оппозиция синхрония / диахрония, выходящая за рамки системы категорий С. п. и в то же время взаимодействующая с ней.

ТИПОЛОГИЯ И СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЭТИКИ

I. Категории предмета структурного анализа.

ОбщиеЧастные
знак/значениеотправитель
речь/языкполучатель
текст/контекстсообщение
культура/природакод

II. Категории процесса структурного анализа

А. Операции структурного анализа

«чтение» («прочтение», «вчитывание», «внимательное чтение»)
микроанализ
интерпретация; трактовка
дешифровка; расшифровка
моделирование

Б. Этапы структурного анализа

1. Аксиоматизация — нахождение неподлежащего дальнейшему доказательству основания для деления системы на элементы — по определенному параметру.

2. Диссоциация — обоснованное разделение по установленному в результате аксиоматизации основанию исследуемого объекта на элементы структуры.

3. Ассоциация — нахождение связи между элементами структуры.

4. Идентификация — определение по существенным признакам элементов типа отношений между ними.

5. Интеграция — рассмотрение всей совокупности элементов, составляющих структуру, не как простой суммы, а как единого целого.

III. Категории системы структурного анализа

1. Элемент — далее неделимая (при данном способе рассмотрения) единица (часть), составляющая предмет исследования.

2. Система — определенным образом упорядоченное множество связанных друг с другом элементов.

3. Отношение — связь между элементами, при которой модификации одного из них влекут за собой модификации других.

4. Структура — вся совокупность внутренних отношении системы.

5. Уровень — расположение однопорядковых элементов или однопорядковых отношений по их ценностному значению.

6. Иерархичность — внутренняя организация элементов или системы отношений структуры и их уровней с учетом их соподчиненных значений в системе отношений подчинения.

7. Положение — размещение (топология) элементов в системе или отношении в структуре.

8. Оппозиция — бинарное положение противопоставляемых элементов, системы или отношений структуры.

9. Модель — теоретический эквивалент анализируемого предмета.

Литература: при ст. Структурализм, Семиотика.

В. Ю. Борев.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА" в других словарях:

  • СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА — направление в литературоведении начала 1960 х – конца 1970 х гг., взявшее основные методологические установки, с одной стороны, у классической структурной лингвистики де Соссюра и, с другой стороны, у русской формальной школы 1920 х гг. (см.… …   Энциклопедия культурологии

  • СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — (лингвистический структурализм) направление в языкознании, возникшее в начале ХХ в. и определившее во многом не только лингвистическую, но и философскую и культурологическую парадигмы (см. ПАРАДИГМА) всего ХХ века. В основе С. л. понятие… …   Энциклопедия культурологии

  • ПОЭТИКА — (греч. poiētikē téchnē — творческое искусство), наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения. В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном — с …   Литературный энциклопедический словарь

  • ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА — ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА, порождающая поэтика, направление современного литературоведения, использующее методы генеративной лингвистики для моделирования литературных явлений и процессов — от частных (структура тропов, сюжет, метр) до их общей… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА — направление структурной поэтики (см. СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА), возникшее в России в конце 1960 х гг. под влиянием генеративной лингвистики, а также теоретических идей С. М. Эйзенштейна (см. КИНО) и морфологии сюжета В. Я. Проппа (см. СЮЖЕТ).… …   Энциклопедия культурологии

  • СЕМИОТИКА —         (семиология) (от греч. знак)         наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации.         Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… …   Энциклопедия культурологии

  • ПАРАДИГМА —         образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений.         П.… …   Энциклопедия культурологии

  • ТЕКСТ — одно из ключевых понятий гуманитарной культуры ХХ в., применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии, философии текста, структурной и генеративной поэтике. Т. это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию,… …   Энциклопедия культурологии

  • ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ —         (неоструктурализм)         обобщающее название ряда философско методол. подходов к осмыслению культурной деятельности и интерпретации текстов культуры, сложившихся в 70 90 х гг. на основе преодоления и отрицания структуралистского подхода …   Энциклопедия культурологии

  • СТРУКТУРАЛИЗМ — (франц. structuralisme, от структура), направление в литературоведении, один из методов гуманитарных наук, разработанный с целью обнаружить, описать и объяснить структуры мышления, лежащие в основе культуры прошлого и настоящего. С. возник во 2‑й …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»